skip to Main Content

Учет бланков строгой отчетности в организациях бюджетной сферы

Организации бюджетной сферы при выполнении своих уставных задач используют широкий спектр документации. Некоторые из этих документов должны изготавливаться на бланках строгой отчетности. В законодательстве нет общего определения для этого вида документов. В общем смысле бланки строгой отчетности это бланки, подлежащие специальному учету и имеющие уникальные идентификационные номера. Используются бланки строгой отчетности, как правило, для подтверждения какого либо статуса, свершившегося факта, фиксации важной информации или права на что-либо и т.п.

Формы бланков строгой отчетности, используемых организациями бюджетной сферы весьма разнообразны. Это могут быть аттестаты, дипломы, удостоверения, трудовые книжки и вкладыши к ним, медицинские книжки, бланки различных лицензий и свидетельств, родовые сертификаты, листки нетрудоспособности (так называемые больничные листы), санаторно-курортные путевки, военные билеты и многие другие.

Кстати, квитанция, которая выдается взамен чека контрольно-кассовой техники при расчетах с населением за оказанные услуги, так же является бланком строгой отчетности. Такая квитанция подтверждает факт приема денежных средств за оказанные услуги и выдается в случаях, когда бюджетное учреждение не использует ККТ. Форма этой квитанции (ф.0504510) утверждена законодательно, и используя автоматизированную систему BLANKSOMAT, ее можно легко изготовить.

В каждой отрасли, как правило, издаются отдельные нормативные акты, посвященные учету бланков строгой отчетности. Но проанализировав информацию, изложенную в этих нормативных актах, можно выделить основные правила которым подчиняется бюджетный учет БСО. Прежде всего, необходимо назначить ответственных за учет БСО и сформировать специальную комиссию, которая будет принимать, инвентаризировать, выдавать и списывать БСО. Так же нужно обеспечить условия для соблюдения требований, предъявляемых к безопасному хранению бланков строгой отчетности. Далее рассмотрим порядок учета и хранения некоторых БСО в организациях бюджетной сферы.

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним необходимо учитывать и хранить в соответствии с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателя» (утверждены постановлением Правительства от 16.04.2003 года № 225). Согласно этого документа для учета бланков трудовой книжки и вкладышей в нее необходимо вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в нее и книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Формы этих книг утверждены постановлением Минтруда РФ от 10.10.200З № 69 «Об утверждению Инструкции по заполнению трудовых книжек». Бланки трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку изготовляются Объединением «ГОЗНАК».

Бланки листков нетрудоспособности учитываются и хранятся в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, и их учета и хранения» (утверждена приказом Фонда социального страхования РФ и Минздрава РФ от 29.01.2004 года № 18/29). ФСС размещает заказы на изготовление бланков листков нетрудоспособности на предприятиях-изготовителях, а затем снабжает ими медицинские организации. Учет «больничных» ведется на бумажных и магнитных носителях и по ходу их движения от предприятия-изготовителя до медицинских организаций заполняются различные регистры учета: Книга прихода и расхода бланков листков нетрудоспособности, Книга получения бланков листков нетрудоспособности, Книга распределения бланков листков нетрудоспособности. Бланки листков нетрудоспособности должны храниться в специальных помещениях, сейфах или специальных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными замками. Помещения запираются замками и опечатываются.

Порядок учета бланков документов, подтверждающих уровень образования, регламентируется несколькими нормативными актами, поскольку в зависимости от вида образования правила могут регулироваться разными министерствами. Однако порядок этот практически идентичен и заключается в следующем: бланки учитываются по специальному реестру, учет выдачи отражается в книгах регистрации или в книгах учета, а книги эти должны быть пронумерованы, прошнурованы и опечатаны. Храниться БСО должны в условиях, исключающих несанкционированный доступ в специально оборудованных помещениях, сейфах или металлических шкафах с надежными замками.

Основной и самый действенный метод контроля сохранности БСО это проведение инвентаризации и прочих контрольных проверок. Методика проведения инвентаризации БСО подробно описана в другой статье. А вот порядок оформления результатов инвентаризации в организациях бюджетной сферы отличается от прочих организаций. Составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 0504086. Если выявлены расхождения с фактическим наличием, то составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации по форме 0504092. Недостающие бланки списываются актом о списании бланков строгой отчетности по форме 0504816. Указанные в настоящем абзаце документы, утверждены приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н.

Расходы на приобретение бланков строгой отчетности относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. БСО не учитываются на балансе. Их необходимо учитывать на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности». Учет осуществляется либо в условной оценке 1 бланк — 1 рубль, либо по стоимости приобретения бланков. Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Учет ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц, мест хранения или с другой аналитикой.

Back To Top