skip to Main Content

Законно ли использование BLANKSOMAT?

Статья получилась достаточно объемной и поэтому мы решили, сначала кратко описать основные выводы, которые можно сделать по итогам нашего анализа, а уж затем привести их обоснование. Поэтому те, кто спешит, может понять суть, прочитав лишь это краткое резюме, а особо пытливым будет интересно прочитать статью полностью.

И так, резюмируем — законно ли использование BLANKSOMAT для формирования и печати бланков строгой отчетности?

Да законно, потому что:

  1. Сервис соответствует всем требованиям законодательства, предъявляемых к автоматизированным системам формирования БСО;
  2. Указанные требования утверждены Правительством РФ на основании Закона и никакой другой государственный орган, в т.ч. и Минфин и налоговая служба не вправе уточнять и дополнять эти требования;
  3. Пользователи сервиса располагают всеми необходимыми документами, обосновывающими правомерность использования сервиса, и не обязаны доказывать, что сервис соответствует требованиям законодательства.
  4. До тех пор, пока в отношении автоматизированных систем формирования БСО, не появится законно изданный нормативный акт с конкретными техническими параметрами и правилами функционирования, имеющих объективную оценку и способы их измерения, никто не вправе требовать сверх того, что предусмотрено в Постановлении № 359 (а этим требованиям BLANKSOMAT соответствует). Если же такой нормативный акт появится, то согласно нашему законодательству, он не будет иметь обратной силы (т.е. не будет распространяться на ранее сформированные бланки), и мы, если потребуется, обязательно приведем BLANKSOMAT в соответствие этому нормативному акту, либо закроем сервис.

А теперь подробнее о том, чем обоснованы наши выводы.

1. Blanksomat работает в полном соответствии с законодательством, регламентирующим сферу обращения бсо

Законодатели уделили не очень много внимания регламентации порядка функционирования автоматизированных систем, формирующих бланки строгой отчетности. По сути, только один нормативный акт посвятил пару строк этому вопросу.

Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. в пункте 2 статьи 2 позволил вместо использования ККТ применять БСО при оказании услуг населению и делегировал право утверждать порядок их применения Правительству РФ. Основываясь на этом, Правительство РФ своим Постановлением от 06.05.2008 г. № 359 утвердило соответствующее Положение. Именно этот нормативный акт и регламентирует порядок использования БСО и автоматизированных систем. В частности, в пунктах 11 и 12 приводятся требования к автоматизированным системам. Все требования сводятся всего к четырем пунктам:

  • Защита от несанкционированного доступа в автоматизированную систему;
  • Идентификация, фиксация и сохранение всех операций с бланками документов не менее 5 лет;
  • Сохранение уникального номера и серии бланка документа при его заполнении и выпуске;
  • Предоставление информации о выпущенных документах по требованию налоговых органов.

А теперь давайте рассмотрим, как эти требования реализованы в BLANKSOMAT:

  • Войти в свой аккаунт возможно только введя логин и пароль, тем самым обеспечивается защита от несанкционированного доступа. Причем пользователь, имеет ограниченный набор прав в автоматизированной системе, достаточный лишь для того, что бы сформировать и распечатать бланк (изменить или удалить данные невозможно);
  • С помощью авторизации пользователей и программного кода сервис отслеживает все операции, выполненные пользователями, эти данные заносятся в базу данных, а база ежедневно архивируется на несколько независимых носителей. Архив хранится за каждый день в течение пяти лет. Благодаря этому выполняется второе требование;
  • С помощью программного кода в момент формирования бланка ему присваивается уникальный номер и серия, а затем эти данные заносятся в базу данных и закрепляются за пользователем, сформировавшим этот бланк. Так обеспечивается выполнение третьего требования;
  • Для выполнения последнего требования сервис предоставляет пользователям возможность в любое время сформировать отчет о выпущенных документах за любой период времени. Данные для отчета берутся из базы данных, о которой уже упоминалось выше.

Как вы можете видеть, требования законодательства полностью выполнены.

2. Устанавливать требования к автоматизированным системам, разъяснять порядок их использования, а так же определять орган, который может регламентировать порядок их использования и устанавливать технические параметры, имеет право только правительство рф. В компетенцию минфина, либо иного органа, это не входит

Министерство финансов РФ издало несколько писем, в которых, в той или иной мере, прямо или косвенно, упоминаются автоматизированные системы формирования БСО. Зачастую налогоплательщики не правильно воспринимают смысл написанного, вырывают его из контекста и принимают как руководство к действию. А между тем, ни Минфин, ни ИФНС, не вправе регламентировать и устанавливать какие-либо правила функционирования автоматизированных систем. Все эти письма носят информационно-разъяснительный характер и являются выражением мнения Минфина на чьи-то конкретные вопросы. Такие письма не являются нормативными актами и их нельзя принимать как руководство к действию.

Такой вывод следует из уже, указанных выше, нормативных актов. В пункте 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ сказано, что порядок утверждения БСО, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. И никем больше!!! В свою очередь Правительство РФ определило этот порядок, утвердив соответствующее Положение, в котором, в пунктах 11 и 12, прописаны требования к автоматизированным системам. Как вы можете видеть, перечень этих требований закрытый и не имеет никаких отсылок на дополнительные требования, либо на то, кто такие требования может предъявлять или разъяснять. Таким образом, Правительство РФ для описания требований к автоматизированным системам ограничилось только перечнем, состоящим из четырех позиций. И только этими требованиями мы вместе с вами, и Минфин, можем руководствоваться. И никто, кроме Правительства РФ, даже всемогущий Минфин, не может эти требования ни уточнять, ни расширять, ни дополнять.

Собственно говоря, Минфин сам во многих письмах говорит о том, что не имеет полномочий на регламентацию порядка функционирования автоматизированных систем и каждую систему нужно рассматривать индивидуально, соотнося с требованиями нормативных актов. При этом почему-то ссылается на Минпромторг (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.03.2009 г. № 03-01-15/2-96), хотя и этому органу Правительство РФ не давало таких полномочий, а приравнивание автоматизированной системы к кассовой технике весьма спорное заявление и не находит подтверждения в законодательстве.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

  • Минфин не вправе уточнять и расширять требования к автоматизированным системам формирования БСО;
  • Минфин не вправе указывать, какими документами необходимо подтверждать, что автоматизированная система формирования БСО соответствует требованиям, установленным Правительством РФ.

3. Пользователи не обязаны доказывать, что автоматизированная система соответствует критериям, установленным правительством рф.

Со стороны пользователей аргументом в пользу правомерности использования онлайн-сервиса BLANKSOMAT является Пользовательское соглашение, в котором отражены все установленные требования, предъявляемые Правительством РФ к автоматизированным системам. В случае проверки вы предоставите следующий набор документов:

  • Пользовательское соглашение;
  • Информацию о выпущенных в BLANKSOMAT документах (сформируете в сервисе Отчет для ИФНС);
  • Вторые экземпляры БСО, сформированные в автоматизированной системе и выданные клиентам.

Этого достаточно чтобы подтвердить правомерность использования автоматизированной системы и соответствие требованиям законодательства. Ну а если налоговики вдруг посчитают это недостаточным, или решат что автоматизированная система не соответствует, установленным требованиям, то им придется это доказать. В этом вопросе вы находитесь с проверяющей инстанцией в абсолютно равном положении. Как мы уже выяснили, никто не вправе требовать от вас каких-то конкретных документов — все, что требуется, вы уже предоставили. Соответственно вторая сторона, в свою очередь, должна предоставить обоснование своей позиции.

Что они смогут предоставить в качестве обоснования, учитывая тот факт, что они не вправе уточнять и расширять требования к автоматизированным системам, и не вправе указывать, какими документами необходимо подтверждать соответствие автоматизированной системы установленным требованиям? Очевидно, что они ничего не смогут предоставить, кроме очередных пространных рассуждений. У них просто нет таких данных, а письма Минфина, как мы уже выяснили, не являются нормативными актами.

Да и вероятность того, что налоговики начнут спор, учитывая, что в законодательстве отсутствуют какие-либо конкретные технические требования к автоматизированным системам, очень и очень мала. Как говорится не благодарное это дело — требовать и доказывать то, чего нет в законодательстве. Но если предположить что такой спор может случиться, давайте подумаем, каков возможен ход развития событий.

  • Сценарий 1. Во время проверки уполномоченные структуры обратятся к нам за подтверждением технических параметров. Причем обратите внимание, от нас они тоже не вправе потребовать каких-то конкретных документов. Поэтому мы предоставим текущее пользовательское соглашение;
  • Сценарий 2. Во время проверки уполномоченные структуры обратятся к сторонней экспертизе. Эта экспертиза должна будет выяснить, соответствует ли наш сервис требованиям, установленным в Постановлении № 359 (поскольку иные требования нормативными актами не установлены и их предъявление незаконно). Фактически BLANKSOMAT выполняет утвержденные требования, поэтому любая экспертиза признает этот факт. А проверка любых других техпараметров, которые налоговики могут выдумать, будет незаконной. И это легко решается в судебном порядке.
  • Сценарий 3. Сервис на момент проверки вдруг не будет соответствовать критериям, установленным Правительством РФ, или вы не предоставите всех документов, о которых было сказано выше. Но здесь, как говорится, без комментариев…

Если у вас возникли дополнительные вопросы или остались какие-либо сомнения о законности использования нашего сервиса, вы можете обратиться к нам по электронной почте privet@blanksomat.ru, мы обязательно вам ответим.

Back To Top